Квартирный опрос — самый надежный метод узнать, чего хочет народ.


Опросы по месту жительства респондента, так называемые «квартирные», применяются практически во всех областях социологических исследований — от изучения потребительского поведения до оценки социально-экономических перемен.

Это один из самых затратных, но и самый надежный метод социологического исследования: опрашиваемый находится в комфортной обстановке у себя дома, наиболее правдиво отвечает на вопросы анкеты. Стало быть, достоверность данных, полученных при таком методе опроса, самая высокая, — выше, чем при опросе на улице, по телефону или в местах продаж.

Даже при том, что сознательных граждан, готовых пустить к себе в дом интервьюеров, все меньше и меньше, спрос на «квартирники» не уменьшается. И заказчики, и исследователи любят их по той причине, что только на дому респондента можно провести длительные (до 60-90 минут) интервью; продемонстрировать стимульные материалы (карточки, образцы продукции и т.д.); быстро провести контроль работы интервьюеров.

Отработанная научная методика проведения опросов создана в 30-х годах прошлого века американским ученым Гэллапом. С тех пор она мало изменилась. Если все делать согласно этой самой методике, получится настоящий социологический опрос, который позволит получить данные о том, что думают жители конкретного населенного пункта в конкретный момент времени на определенную тему по относительно небольшой выборке. К примеру, основные исследовательские центры страны ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ в своих регулярных опросах опрашивают 1600 человек.

Отдельно об отборе респондентов, так как от того, КОМУ задаются вопросы, зависит результат исследования и представленное результатами опроса общественное мнение.
Итак, кто попадает в число опрошенных? Валерий Федоров, руководитель ВЦИОМ: «Нам часто говорят: вот, опросите меня, меня никогда еще не опрашивали! Но мы «инициативников» не берем, потому что принцип случайности будет нарушен. Мы не должны знать, кого найдем, и он не должен знать, что к нему придут. Каждый должен иметь равную вероятность попадания в выборку. Такая равновероятность — главное условие того, что наши данные будут репрезентативными».

Для того, чтобы выводы исследователей были обоснованы, нужно устранить любое систематическое влияние «посторонних» факторов на изучаемые переменные. Единственным средством для достижения этой цели является абсолютно случайный характер отбора наблюдений. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждого исключает намеренные или ненамеренные искажения. Именно поэтому квартиры опрашиваемых отбираются по определенной схеме (маршрут), а сами респонденты в семье — способом случайного отбора (чаще всего используется отбор по ближайшему дню рождения или по таблице Киша).
«В инструкции много пунктов, которые человеку непосвященному могут показаться смешными или странными, а на самом деле это все серьезно и совершенно необходимо, потому что таким образом обеспечивается случайность выборки» (В.Федоров).
«Квартирники» сегодня становятся еще более трудоемкими из-за высокого процента отказов и недоступности домов, все более распространяющихся зон элитного жилья. Но на сегодня социология пока еще не придумала более точного способа узнать, что думают люди…