по итогам IV-ой международной социологической конференции «Продолжая Грушина» (27-28 февраля, Москва)

ПОЛЛСТЕРЫ И СОЦИОЛОГИ

Конференция уверенно упрочила не очень смелое до сих пор разграничение между социологией и  проведением опросов. Проведение опросов – это не социология, а отдельное направление. Компании, занимающиеся опросами, именуют себя поллстерскими. Специалист, работающий в этой сфере, — поллстер. Корень слова происходит от английского слова POLL (опрос).

 

ДОВЕРИЕ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИОЛОГАМ

По критерию межличностного доверия Россия находится в конце списка. В стране с таким межличностным доверием работники, занимающиеся опросами, и данные, которые получены в ходе их проведения, – первое, что подпадает под удар народного недоверия.  Ведь среднестатистический россиянин уверен в том, что все его сограждане воспринимают мир точно так же, как он и его окружение. Именно поэтому очень часто приходится слышать комментарии на данные какого-нибудь опроса в таком духе: «Как? – все нормальные люди считают (голосуют/выбирают) так-то и так. Кого они опрашивают? И вообще опрашивают ли?..»

До каких пор сохранится такое отношение к опросам и тем, кто их проводит? –  До тех пор, пока в стране существенно не повысится доверие друг к другу.

 

АГИТАЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Доверие каждого из нас своему кругу всегда побеждает доверие всему, что находится за пределами этого круга. Телеагитация на телеканале по эффективности никогда не сравнится с рассказом кого-то из своих о том, что он видел  этого кандидата в деле и знает, какой он  классный профессионал и наверняка наведет порядок в… (правительстве, городе, селе и так далее).

Именно этот механизм используется в работе с  населением перед выборами. И в качестве метода практикуется как будто бы социологический опрос.  Только вопросы в таких анкетах и в сценариях дискуссий формулируются не с целью выяснить мнение опрашиваемых, а с целью сформировать нужные установки.  Такие псевдоопросы принято называть формирующими.

Например, вопрос «Знаете ли Вы о том, что по инициативе депутата НН на территории нашего округа был восстановлен парк/музей и т.д?»  формулируется в анкете явно не для того, чтобы  выяснить оценку деятельности депутата жителями данного округа. А для того, чтобы сказать, какой он достойный кандидат.  Задача таких опросов — распространить нужное мнение среди как можно большего числа населения. Именно поэтому выборка по формирующим опросам в разы больше, чем по традиционными. – Если опрос населения, то несколько тысяч. Если фокус-группы, то десятки.

Существуют формирующие опросы до тех пор, пока их место не займут общественные обсуждения программ кандидатов, планов партий – всех тех, кого выбирает и за кого голосует население.

 

ПОЛИТТЕХНОЛОГИЯ

Сегодняшний российский избиратель все меньше внимания обращает на решение (или обещания решить) кандидатом конкретных рациональных проблем. Происходит «персонализация» выборов, — избирателю интересна личность кандидата.  Нерациональное становится если не важнее, то привлекательнее рационального. Не даром в характеристиках политиков все чаще  используется понятие «харизматичность».

 

Для заказчиков предвыборных исследований замер рейтинга — наименее интересная сторона изучения электората.  Рейтинг даст представление о том,  «растет» кандидат или «падает». Или уже упал так, что выборы проиграны.  Поэтому запрос формируется не на замер рейтинга за месяц до выборов, а на разработку последовательной стратегии действий всего штаба кандидата. Это долгосрочная комплексная задача, а не разовое мероприятие.

В ходе исследований электората в рамках предвыборной кампании социолог формирует политтехнологу модель ожидания. А политтехнолог разработает образ идеального депутата.

 

ОСНОВНОЕ

Даже если опрос имеет целью ответить на самый очевидный один-единственный вопрос, следует передать это дело профессионалам. Ведь суть опроса заключается не только в том, ЧТО спросить. Но еще и в том, что ДЕЛАТЬ с ответом на этот вопрос. Пример телеканала ДОЖДЬ с вопросом про блокаду Ленинграда. Непродуманная поспешная формулировка привела как минимум к дискредитации самого метода опроса, росту недоверия и дала повод поставить под сомнение профессионализм канала.

Сегодня опросы проводят и торговые сети, и ФСО,  и SuperJob, и инициативные группы региональных органов власти, и многие-многие другие структуры и компании. В каждом случае, когда оглашаются или анализируются полученные с помощью таких опросов данные, правильно было бы указывать, кем проведен опрос и среди кого. Тогда всякому, кто познакомится с результатами, будет понятно, какого охвата был опрос и насколько профильной является организация, которая его провела.

 

Не скоро наступит такое время, когда каждый гражданин поймет, что социолог вообще-то ЗА него. За него и тот, кто проводит опросы. От одного того, что он обращается к гражданину с тем, чтобы  выяснить ЕГО мнение.  Но уже сейчас, работая с опросами, давайте объяснять нашим респондентам, что мы точно не враги, а такие же граждане, как они.  Работа у нас такая — опрашивать других.

 

 Ольга Изосимова