В конце апреля состоялся третий съезд региональных исследовательских компаний. Красной строкой на нем велся разговор о надвигающейся эпохе он-лайн опросов и постепенном закате опросов на бумаге.

Прозвучало мнение, что к 2015 году опросов на бумаге не останется вовсе. Вместе с тем, и с трибуны съезда, а еще больше — во время перерывов — обсуждалось то, что «бумажные» методы при определенных задачах исследования незаменимы. А также то, что зачастую при проведении он-лайн опросов сложных целевых групп приходится подключать «офф-рекрут». — При непростых условиях отбора участников он-лайн опроса «он-лайн рекрут» не срабатывает.
Было на съезде несколько докладов, в которых велась речь о том, насколько ценна обширнейшая разноплановая информация о потребителях-пользователях сетей и посетителей сайтов. – Без особых усилий можно посмотреть/посчитать/проанализировать, кто и куда заглядывает, что смотрит, что покупает, на какую рекламу реагирует.
В качестве примера безграничных возможностей такой интернет-информации участникам съезда демонстрировался ролик про девушку Лизу. Эта девушка лет 15-16-ти, проделывая свой традиционный ежедневный пусть по сетям и сайтам, завершает его покупкой в интернет-магазине диска модной музыкальной группы. Весь процесс доступен, каждый шаг фиксируется. Итак, Лиза включает компьютер. Сначала она отвечает на сообщения, потом высказывается по поводу каких-то событий. При этом мельком просматривает рекламу, на которую «натыкается», продвигаясь от сообщений к сайтам и обратно. Случайно выхватывает упоминание музыкальной группы. Заглядывает к ним на сайт. Прослушивает песню. Щелкает дальше. Совершив еще несколько действий, возвращается на сайт группы и в конце концов покупает диск.
Предполагается, что по таким «походам» (ведь они без особого труда могут фиксироваться шаг за шагом) можно изучать и выстраивать покупательское поведение.
В качестве комментария: с одной стороны, подобные пласты информации выглядят очень привлекательно. Но с другой, какие закономерности может представить пусть даже бесчисленный материал по хождению в интернете и социальных сетях разновозрастных пользователей с разными интересами? К тому же для страны, где число семей, пользующихся интернетом, не превышает 60%, ставка на он-лайн-методы и в опросах, и в анализе данных кажется несколько преждевременной.
Были на съезде и выступления, представляющие конкретные примеры разумно-рационального использования этой «интернет-информации». Например, по «кликам»-обращениям за определенными услугами рассчитывается потенциальное число клиентов и рентабельность расширения рынка данных услуг. С помощью социальных сетей со всей страны собираются представители очень узкой целевой аудитории (например, охотников на диких зверей). Через интернет одновременно проводится интервью с десятками респондентов из разных стран и городов.
Послесловие.
Для того, чтобы опробовать прелести и недостатки безбумажных технологий на собственном опыте, наша компания приобрела планшетные компьютеры. Для начала они используются на небольших проектах.
Масштабные исследования по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областях остаются традиционно «бумажными».