Каждый из нас хоть раз да встречал на своем пути приветливых женщин, которые, перехватив случайно брошенный взгляд, предлагали поучаствовать в соцопросе.

За шоколадку или коробку конфет в знак благодарности за потраченное время.
Вместе с появлением маркетинговых исследований на рынке труда появилась и стала востребованной профессия интервьюера.
Дословно «интервьюер» — лицо, проводящее интервью. Но это далеко не вся его работа. В зависимости от характера исследования в его функции также входит

• отбор респондентов в соответствии с определенными критериями;
• обеспечение необходимой ситуации интервью;
• непосредственное проведение беседы с респондентом;
• регистрация ответов и подготовка опросных материалов для передачи организатору;
• запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний.


Считается, что образование, пол и профессия для интервьюера практически не имеют значения, главное — умение установить контакт с собеседником. На деле же ему приходится распознавать неправильно произносимые респондентом слова и названия; внимательно слушать мнение опрашиваемого даже тогда, когда оно кардинально отличается от его собственного; преодолевать равнодушие и нейтрализовать агрессию незнакомых людей. Так что, профессия эта несложная только на первый взгляд.

Почему среди интервьюеров больше женщин

Краеугольные камни профессионализма интервьюера — коммуникабельность и четкое следование инструкциям.
Хорошего интервьюера отличает умение не только получить от респондента необходимую информацию, но и способность дать ему взамен чувство морального удовлетворения. Недаром метод интервью широко используется в психотерапии: он позволяет оказать определенное воздействие на личность опрашиваемого, повысить его самооценку, снять тревогу. Способность вызвать такой эффект и умение пользоваться им для получения наиболее полной информации считается основным качеством хорошего интервьюера.

Не менее важным качеством является способность интервьюера установить контакт, вызвать чувство симпатии, расположить к себе человека с первого взгляда. Тот, к кому он обращается с просьбой об интервью (чаще всего без предварительной договоренности), должен воспринимать это обращение как приятное событие. И тут решающее значение имеет именно первое впечатление от человека, его внешности, манеры говорить, улыбки, способное растопить лед отчуждения между незнакомыми людьми.

Искренняя заинтересованность и уважение к мнению участников опроса — лучший способ создать комфортные условия для опроса. Это уже не просто коммуникабельность, но определенное отношение интервьюера к окружающим.
Не меньше, чем перечисленные характеристики, необходим интервьюеру и педантизм (в хорошем смысле этого слова). Именно педантизм позволит получать полные и правильные сведения и записывать их в неискаженном виде. В «Азбуке интервьюера» это описывается как «невмешательство, свойственное магнитофону».

В наиболее значимой фазе исследования — при выборе и опросе намеченных респондентов — интервьюер работает один. Без стороннего контроля он должен неукоснительно выполнять иногда неудобные и зачастую трудоемкие предписания опроса. Потому еще одним важным личным качеством интервьюера становится моральная выдержка — честность и терпение. В каждый критический момент должно хватить сил преодолеть соблазн «подтянуть» результаты к желаемым., А критических моментов в интервьюерстве немало. Взять хотя бы поиск последних респондентов, подходящих по квоте, на который времени уходит примерно столько же, сколько на основное задание.

Сам процесс интервьюирования намного утомительнее, чем это кажется непосвященным.

Вот так и получилось, что больше всего подходят для работы интервьюерами женщины. По мнению многих исследователей, идеальный кандидат для этой профессии — общительная по натуре женщина 35–45 лет с высшим образованием и достаточным жизненным опытом. Этот факт подтверждается опытом многих крупных западных центров по изучению общественного мнения: в институте Гэллапа 60% интервьюеров — женщины; в институте Норка — 85%; в институте Роупера — 97%.