В ходе январского исследования Левада-Центра больше четверти респондентов сказали, что россияне боятся честно высказывать свое мнение во время социологических опросов.
Больше половины опрошенных (56 %) признались, что неохотно делятся своими взглядами с социологами, потому что опасаются негативных последствий для себя.
20% считают, что говорить правду в соцопросах неприятно для самих респондентов. 9% опасаются неодобрения со стороны интервьюера (Левада-Центр, январь 2016, 1603 респондента в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ).
Почему во время опросов люди не говорят правды?
По мнению Ю.А.Мягкова** основными причинами искажения ответов в ходе интервью являются следующие:
1. Устные гарантии конфиденциальности, произнесенные интервьюером, кажутся респондентам неубедительными и вызывают опасения по поводу анонимности. Это ведет к отказам от участия в исследовании, пропускам деликатных по мнению опрашиваемых вопросов и различным формам редактирования высказываемых мнений.
2. В присутствии других люди чаще всего испытывают страх, вину и смущение. Смущение при этом — наиболее «публичное» чувство: оно возникает тогда, когда в ситуации общения присутствуют посторонние.
3. Респонденты, решающие, какой ответ им дать — искренний или лживый — взвешивают все возможные для себя потери и обретения. Отвечая на вопрос, опрашиваемый с одной стороны учитывает эмоциональные издержки самораскрытия. И вместе с тем, принимает во внимание потенциальные выгоды, — например, одобрение со стороны интервьюера.
4. Респонденты корректируют ответы, подстраивая их под интервьюеров. Они делают это потому, что не хотят вызвать неодобрение со стороны тех, кто проводит интервью, или боятся обидеть их.
5. Респонденты могут редактировать свои ответы и для того, чтобы выглядеть последовательными в глазах интервьюера. Это связано с тем, что респонденты, чувствуя логические неувязки в собственных мнениях и пытаясь избежать явных противоречий в ответах, стараются согласовывать более поздние высказывания с предыдущими.
Редактирование ответов респондентами снижает достоверность полученных данных. «Именно поэтому социолога не может не интересовать вопрос о степени соответствия того, что человек говорит, тому, что он на самом деле думает, чувствует и переживает»**. В связи с этим перед интервьюером встает задача создать в ходе опроса такие условия, при которых респонденты не боялись бы говорить правду. На наших глазах сформировался еще один критерий качества работы интервьюера — уровень искренности отвечающих.
**Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах: Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук: 22.00.01 – Иваново, 2003. – 401 с.
Комплекс мероприятий, направленный на выявление потребностей целевой аудитории и повышение качества продаж
[contact-form-7 id=»1536″ title=»Контактная форма 1″]